BMW E46 Club / Форум BMW Fanatics
https://www.e46club.ru/forumvb/

[ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе
https://www.e46club.ru/forumvb/viewtopic.php?f=47&t=8515
Страница 1 из 2

Автор:  aspirant [ 29 06 2008, 12:58 ]
Заголовок сообщения:  [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

Значить так.
Имеем двигатель M43TU. TU - значит Technical Update, т.е. по русски - получивший некоторые усовершеноствования. Так вот, в данном моторе одним из таких Update's стало введение системы изменения длины впускного тракта. Это позволяет использовать волновые колебания дижущегося в коллекторе воздуха (и топлива), для получения эффекта динамического наддува. Вследствие чего - более стабильный крутящий момент во всем диапазоне оборотов.
Для того, чтобы принцип работы был более понятен, прилагаю простейшую схему впускного тракта:

Вот как я представляю работу данной системы: :x
Итак, поток воздуха, проходя через дроссельную заслонку, попадает в объем 1, который является небольшим ресивером. Далее, раздваиваясь, воздух идет в объем 2 и объем 3. Потом следует обьем,
где установлена заслонка DISA. Тут два варианта. Если она закрыта, то поток, раздваиваясь, проходит от объема1 до цилиндров по длинному пути (пути, отмеченные пунктиром). Если заслонка открыта, то обемы 1, 2 и 3 объединяются в один объем и, по сути получается ресивер бОльшего объема.
И что нам дает? Воздух в коллекторе движется волнообразно. Это значит, что при открытии впускного влапана, воздух ускоряется. При закрытии - останавливается. При этом образуется фронты сжатия и разряжения. Таким образом, подобрав длину тракта, можно добиться, чтобы при закрытии клапана, волна сжатия дошла до ресивера, отразилась там, а далее, "подоспев" в следущей фазе впуска, "доуплотнила" засасываемый в цилиндр воздух.
Следственно, когда обороты двигателя небольшие, для создания эффекта уплотнения, необходима большая длина тракта, далее, с ростом оборотов, нужно эту длину уменьшать. В нашем случае это так и происходит.
Надо отметить, что в целом, для своего объема этот мотор достаточно тяговит. Но и медленная "раскрутка" при резком дросселировании - тоже, наверное, благодаря инерционности работы системы DISA.
Ну ладно. Имеем проблему. Состоит она в том, что со временем в приводе заслонки появляются люфты, приводящие к дребезжанию во время работы двигателя. А почему бы нам туды не залезть и не попробовать улучшить имеющееся положение?
Начинаем. Заслонка находится с левой стороны двигателя.


Чтобы добраться до неё, снимаем корпус салонного фильтра, открутив четыре винта TORX.


Далее, снимаем защитный экран отсека, где расположен вакуумник тормозов. Для этого, снимаем два стопора, повернув их на 90 градусов. Осторожно, они могут легко вылететь и потеряться!

Нужно будет еще отсоединить шланг подачи разрежения к вакуумику, а потом еще не забыть поставить обратно, иначе не избежать постов: "ребятпомагите - шипит под капотом и тУпит!"

Корпус заслонки крепится при помощи трех винтов TORX. Снизу еще есть и разъем, который не нужно отрывать! Аккуратно его отсоединяем. Еще надо выкрутить болт крепления трубки маслянного щупа и, сняв с неё плюсовой провод, отодвинуть трубку в сторону.


Корпус заслонки вынимается только в одном положении! Не нужно демонтировать блок ABS!


Кому интересно взглянуть, к какой дыре живет заслонка, привожу фото:


Вытащили. Заслонка имеет суммарный люфт около 3 мм - нехорошо
Вот как выглядит все в соборе

Заслонка "сидит" на двух осях. Поворачивается при помощи рычага, одущего от диафрагмы. Снизу есть небольшая демпферная камера. Разряжение, через клапан, попадает в демпферную камеру, далее, через управляющий электромагнитный клапан, идет в полость за диафрагмой.

Проверяем целостность диафрагмы. Для этого, отсоединяем первую(маленькую) трубку с обратной стороны корпуса. В демпферной камере к тому времени должен быть вакуум, так что при снятии трубочки должен произойти "всас" воздуха. Далее, снимаем длинную трубку со стороны клапана и ртом создаем разряжение. В этот момент заслонка должна полностью открыться. "Подержите" так подольше - она не должна постепенно закрыватся. Если есть утечка - узел под замену. :cry:


Вернемся к теме. Износ втулки в самой заслонке привел к тому, что тяга при открытии заслонки, поднималась и касалась защитной крышки фиафрагмы. Свидетельство тому - выработка на поверхности тяги в зоне контакта.


Для того, чтобы разобрать узел, отверткой аккуратно выталкиваем три ножки, крепящей обойму заслонки.


Снимаем обойму с заслонкой. На самой заслонке видны продукты износа втулки:


Снимаем защитную крышку диафрагмы. Нужно сказать, что дело это не простое: постоянно есть риск сломать деталь и от этого старашно. :o

Певое разачарование: порван защитный колпачок диафрагмы. Это произошло, по всей видимости как раз из-за того, что шток поднимался при работе вверх. Но нет ничего страшного: колпачок имеет защитную функцию. Выкидываем его [censored]! Без него - меньше ходимость диафрагмы, но, думаю что пока все будет работать. Кстати, обязательно промываем и продуваем все детали: так и работать приятнее.


При помощи ножниц, аккуратно извлекаем втулку рычага привода заслонки.


Одеваем втулку на ось рычага и оцениваем размер люфта.


В моем случае удалось уменьшить диаметр втулки следующим образом:


Если в результате все ок, запрессовываем втулку обратно и переходим к осям заслонки.


Оси расположенны в бронзографитовых(наверное) втулках.

Попытки выпрессовать оси из втулки привели в поломке отвертки, высверлить центральную часть (под экстрактор) привели к порче сверла: оси термообработанные. В итоге, заточив отвертку под шило, сделал наклеп по всей поверхности втулки, простукивая молотком через отвертку(заточенную под шило).


В итоге, люфты в сопряжениях исчезли, заслонка перестала дребезжать при сотрясении. Втулки смазал моторным маслом.

Собираем все в обратной последовательности. Заводим двигатель. Дребезг вовсе исчез (надеюсь, что надолго). При работе двигателя, со стороны привода заслонки, слышны лишь небольшие фырканья.

Еще пару фоток:



Ну вот, в принципе и все. Хотелось бы отметить, что могу отвечать только за свой случай. Так что, если у вас есть такой дефект и ВЫ не уверены в своих силах, подумайте хорошенько, прежде лезть в мотор!

Ахтунг! Во избежание попадания инородных предметов и домашних животных :lol: во впускной тракт, закройте во время работы отверстие в коллекторе чем нибудь, типа тряпки. :lol:
Спасибо за внимание :D

Автор:  Che [ 30 06 2008, 09:46 ]
Заголовок сообщения: 

респект за терпение и руки :twisted: .
К сожалению на 6 цилиндровых этот фокус не пройдет - другая конструкция :(

Автор:  VICVICVIC [ 30 06 2008, 09:55 ]
Заголовок сообщения: 

:twisted:

Автор:  MaXon [ 30 06 2008, 10:01 ]
Заголовок сообщения: 

Респектос! :D Отличный отчет!Только многим,думаю будет проще купить этот узел,чем восстанавливать

Автор:  e46m43 [ 30 06 2008, 10:02 ]
Заголовок сообщения: 

а если двигатель не TU?
TU с какого года идёт?

Автор:  ALEX316 [ 30 06 2008, 10:55 ]
Заголовок сообщения: 

а на 316 можно поставить такую и скоко надо по деньгам изменений???

Автор:  aspirant [ 30 06 2008, 22:03 ]
Заголовок сообщения: 

Санек :
Респектос! Отличный отчет!Только многим,думаю будет проще купить этот узел,чем восстанавливать

Спасибо. Так, наверное и будет. Но, с другой стороны, я ведь полез.

e46m43 :
а если двигатель не TU?
TU с какого года идёт?

Если честно - не знаю. Может более опытные товарищи подскажут?

ALEX316 :
а на 316 можно поставить такую и скоко надо по деньгам изменений???

Видишь ли, скорее всего, там нет никакой проводки под управляющий клапан. В алгоритме упавления двигателем не прописана поправка под данный узел. Боюсь, что это невозможно.

Автор:  ALEX316 [ 03 07 2008, 01:10 ]
Заголовок сообщения: 

А ЕСЛИ ОНА ВСЕГДА БУДЕТ ОТКРЫТА БУДЕТ ЛУЧШЕ???

Автор:  VAL [ 03 07 2008, 08:41 ]
Заголовок сообщения: 

ALEX316 :
А ЕСЛИ ОНА ВСЕГДА БУДЕТ ОТКРЫТА БУДЕТ ЛУЧШЕ


Нет...лучше не будет...она как раз и сделана для работы во всем диапазоне оборотов двигателя...а если ее просто открыть то где то будет хорошо, а где то плохо....

Автор:  VOVAN 68 [ 03 07 2008, 22:06 ]
Заголовок сообщения: 

Исполнительный узел DISA так кажется она называется.Стоит 6200руб.Новая и 3000 руб. просят за б\у.Я у себя менял. :?

Автор:  jurka1969 [ 15 04 2009, 14:36 ]
Заголовок сообщения: 

Всем привет.
Проделал эту операцию на своей машине. После разборки состояние DISA было один в один как на картинках.Советы aspiranta помогли на 100%.После ремонта движок заработал както по тише, по ровнее и тянет вроде как лучше. На все ушло 1 час времени. Насколько долго - посмотрим.
Огромное СПАСИБО aspirantu :? :? :?

Автор:  Bosmr [ 15 04 2009, 15:20 ]
Заголовок сообщения: 

aspirant
Отличный отчет и объяснения :)
Дома как раз валяется дохлый блок, который в ноябре пришлось поменять на новый. Тогда он мне обошелся в 4300 + 700р замена.

ALEX316 :
а на 316 можно поставить такую и скоко надо по деньгам изменений???

Если у тебя седан 316 2000г, то по всем раскладам вроде двигатель должен быть M43TU, собственно и блок у тебя должен стоять идентичный.
http://bmw.autocats.ru/original/E46/Lim ... l-11_2113/

Автор:  aspirant [ 15 04 2009, 20:37 ]
Заголовок сообщения: 

jurka1969, Bosmr, спасибо! очень рад, что мой отчет пригодился! :D

Автор:  325i [ 15 04 2009, 20:45 ]
Заголовок сообщения: 

прощу прощения а смысл на рваную мембрану чтото собирать.
За опись респект.

Автор:  jurka1969 [ 15 04 2009, 23:58 ]
Заголовок сообщения: 

"325i"
Порвана не сама мембрана а защитный копак. Без него конечно узел не прослужит столькоже как новый, но какое то время работать будет. :D

Автор:  aspirant [ 16 04 2009, 22:52 ]
Заголовок сообщения: 

jurka1969 :
Порвана не сама мембрана а защитный копак. Без него конечно узел не прослужит столькоже как новый, но какое то время работать будет.

:arrow: :arrow: :arrow: и не факт, что кончина наступит скоро.

Автор:  _sa_ [ 16 11 2009, 15:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

А как бы фотки увидеть из первого поста?

Автор:  exte [ 16 11 2009, 15:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

Вот попробую обновить с фотками !

Значить так.
Имеем двигатель M43TU. TU - значит Technical Update, т.е. по русски - получивший некоторые усовершеноствования. Так вот, в данном моторе одним из таких Update's стало введение системы изменения длины впускного тракта. Это позволяет использовать волновые колебания дижущегося в коллекторе воздуха (и топлива), для получения эффекта динамического наддува. Вследствие чего - более стабильный крутящий момент во всем диапазоне оборотов.
Для того, чтобы принцип работы был более понятен, прилагаю простейшую схему впускного тракта:
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7077[/img]
Вот как я представляю работу данной системы:
Итак, поток воздуха, проходя через дроссельную заслонку, попадает в объем 1, который является небольшим ресивером. Далее, раздваиваясь, воздух идет в объем 2 и объем 3. Потом следует обьем,
где установлена заслонка DISA. Тут два варианта. Если она закрыта, то поток, раздваиваясь, проходит от объема1 до цилиндров по длинному пути (пути, отмеченные пунктиром). Если заслонка открыта, то обемы 1, 2 и 3 объединяются в один объем и, по сути получается ресивер бОльшего объема.
И что нам дает? Воздух в коллекторе движется волнообразно. Это значит, что при открытии впускного влапана, воздух ускоряется. При закрытии - останавливается. При этом образуется фронты сжатия и разряжения. Таким образом, подобрав длину тракта, можно добиться, чтобы при закрытии клапана, волна сжатия дошла до ресивера, отразилась там, а далее, "подоспев" в следущей фазе впуска, "доуплотнила" засасываемый в цилиндр воздух.
Следственно, когда обороты двигателя небольшие, для создания эффекта уплотнения, необходима большая длина тракта, далее, с ростом оборотов, нужно эту длину уменьшать. В нашем случае это так и происходит.
Надо отметить, что в целом, для своего объема этот мотор достаточно тяговит. Но и медленная "раскрутка" при резком дросселировании - тоже, наверное, благодаря инерционности работы системы DISA.
Ну ладно. Имеем проблему. Состоит она в том, что со временем в приводе заслонки появляются люфты, приводящие к дребезжанию во время работы двигателя. А почему бы нам туды не залезть и не попробовать улучшить имеющееся положение?
Начинаем. Заслонка находится с левой стороны двигателя.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7055[/img]

Чтобы добраться до неё, снимаем корпус салонного фильтра, открутив четыре винта TORX.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7056[/img]

Далее, снимаем защитный экран отсека, где расположен вакуумник тормозов. Для этого, снимаем два стопора, повернув их на 90 градусов. Осторожно, они могут легко вылететь и потеряться!
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7057[/img]
Нужно будет еще отсоединить шланг подачи разрежения к вакуумику, а потом еще не забыть поставить обратно, иначе не избежать постов: "ребятпомагите - шипит под капотом и тУпит!"

Корпус заслонки крепится при помощи трех винтов TORX. Снизу еще есть и разъем, который не нужно отрывать! Аккуратно его отсоединяем. Еще надо выкрутить болт крепления трубки маслянного щупа и, сняв с неё плюсовой провод, отодвинуть трубку в сторону.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7058[/img]

Корпус заслонки вынимается только в одном положении! Не нужно демонтировать блок ABS!
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7076[/img]

Кому интересно взглянуть, к какой дыре живет заслонка, привожу фото:
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7059[/img]

Вытащили. Заслонка имеет суммарный люфт около 3 мм - нехорошо
Вот как выглядит все в соборе
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7071[/img]
Заслонка "сидит" на двух осях. Поворачивается при помощи рычага, одущего от диафрагмы. Снизу есть небольшая демпферная камера. Разряжение, через клапан, попадает в демпферную камеру, далее, через управляющий электромагнитный клапан, идет в полость за диафрагмой.

Проверяем целостность диафрагмы. Для этого, отсоединяем первую(маленькую) трубку с обратной стороны корпуса. В демпферной камере к тому времени должен быть вакуум, так что при снятии трубочки должен произойти "всас" воздуха. Далее, снимаем длинную трубку со стороны клапана и ртом создаем разряжение. В этот момент заслонка должна полностью открыться. "Подержите" так подольше - она не должна постепенно закрыватся. Если есть утечка - узел под замену.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7063[/img]

Вернемся к теме. Износ втулки в самой заслонке привел к тому, что тяга при открытии заслонки, поднималась и касалась защитной крышки фиафрагмы. Свидетельство тому - выработка на поверхности тяги в зоне контакта.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7075[/img]

Для того, чтобы разобрать узел, отверткой аккуратно выталкиваем три ножки, крепящей обойму заслонки.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7060[/img]

Снимаем обойму с заслонкой. На самой заслонке видны продукты износа втулки:
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7061[/img]

Снимаем защитную крышку диафрагмы. Нужно сказать, что дело это не простое: постоянно есть риск сломать деталь и от этого старашно.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7062[/img]
Певое разачарование: порван защитный колпачок диафрагмы. Это произошло, по всей видимости как раз из-за того, что шток поднимался при работе вверх. Но нет ничего страшного: колпачок имеет защитную функцию. Выкидываем его [censored]! Без него - меньше ходимость диафрагмы, но, думаю что пока все будет работать. Кстати, обязательно промываем и продуваем все детали: так и работать приятнее.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7068[/img]

При помощи ножниц, аккуратно извлекаем втулку рычага привода заслонки.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7065[/img]

Одеваем втулку на ось рычага и оцениваем размер люфта.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7066[/img]

В моем случае удалось уменьшить диаметр втулки следующим образом:
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7067[/img]

Если в результате все ок, запрессовываем втулку обратно и переходим к осям заслонки.
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7069[/img]
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7064[/img]
Оси расположенны в бронзографитовых(наверное) втулках.

Попытки выпрессовать оси из втулки привели в поломке отвертки, высверлить центральную часть (под экстрактор) привели к порче сверла: оси термообработанные. В итоге, заточив отвертку под шило, сделал наклеп по всей поверхности втулки, простукивая молотком через отвертку(заточенную под шило).
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7070[/img]

В итоге, люфты в сопряжениях исчезли, заслонка перестала дребезжать при сотрясении. Втулки смазал моторным маслом.

Собираем все в обратной последовательности. Заводим двигатель. Дребезг вовсе исчез (надеюсь, что надолго). При работе двигателя, со стороны привода заслонки, слышны лишь небольшие фырканья.

Еще пару фоток:
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7074[/img]
[img]https://www.bmwfanatics.ru/forumvb/gallery/image.php?image_id=7073[/img]

Ну вот, в принципе и все. Хотелось бы отметить, что могу отвечать только за свой случай. Так что, если у вас есть такой дефект и ВЫ не уверены в своих силах, подумайте хорошенько, прежде лезть в мотор!

Ахтунг! Во избежание попадания инородных предметов и домашних животных во впускной тракт, закройте во время работы отверстие в коллекторе чем нибудь, типа тряпки.
Спасибо за внимание

Автор:  DicoeBMW [ 16 06 2010, 11:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

МОЛОДЕЦ! РЕСПЕКТ ЭНД УВАЖЕХА! ::23::

Автор:  chizhik.yuriy [ 25 06 2010, 15:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

У нас в Краснодаре этот узел стоит 8200 рупий, уже хотел покупать и копил деньги а тут почитал и понял что есть еще в РОССИИ Кулибины. ОГРОМНОЕ СПАСИБО АСПИРАНТу за тему, на выходных попробую.

ЗЫ. Уважаю таких людей, побольше бы таких.

Автор:  snoop [ 27 06 2010, 22:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

страшно, но надо лезть...

Автор:  Karlo [ 25 09 2010, 19:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

сегодня менял у себя заслонку -
так достал старую она мокрая (образно выражаясь) влажная походу в масле немного, в чем дело? или это нормально?

Автор:  eremaxim [ 30 11 2010, 21:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

Сегодня пытался купить рабочую ДИСУ, но проверял я ее не на люфты так как они устраняются, а на работоспособность клапана. Я присоединял ее к аккумулятору, она-то работала(закрывалась-открывалась), то не работала. Вопрос в том корректно-ли я проверял ее работоспособность присоединяя к аккуму??? Подскажите, очень нужна помощь!!!

Автор:  M-Power [ 20 01 2011, 16:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

Пойду с прежнего движка сниму и вместо прежней пАстАвлю :D
Надеюсь лучше станет работать, а то в этой "херовине" как раз шумит что-то и "щелкает", и двигатель как то неровно работает, тянет только в диапазоне 2-3,5 тысяч :x

Автор:  Rek [ 14 05 2011, 11:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: [ДВИГАТЕЛЬ] Заслонка DISA - устраняем люфты в приводе

Вопрос! Я залез у себя и у меня заслонка эта меняная у узла дата выпуска 2005год и уже дребезжит пипец просто, Сижу смотрю. есть на складе в москве а есть на складе в германии и срок от туда 23-25дней, есть смысл везти с германии узел? Если 6 нащад её поменяли и она уже люфтит дико.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/