закрыть

Начни общаться с фанатами BMW!

Регистрация
BMW E46 Club BMW Fanatics Форум Российского клуба любителей БМВ Е46 - БМВ Фанатикс

  • Не в сети
    • гость клуба
    • гость клуба
    • На форуме с 25 10 2015, 16:58
    • Сообщений 2
    • Профиль
    • Торговая репутация:
    • Репутация: 0
    • Гость
Всем известно, что данный мотор (N46) относится к т.н. «горячему типу». Он греется до температуры 106-108 градусов в режиме малых (и средних?) нагрузок с целью повышения экологичности и экономии 2-3% топлива. В тоже время такая рабочая температура имеет ряд недостатков – быстрее выходят из строя резиновые уплотнения (прокладки, МСК), больше коксуется масло (привет кольцам), чаще появляются течи антифриза из-за повышенного давления в системе.
Вместе с этими проблемами сильно греется АКПП, температура масла которой завязана на температуру ОЖ двигателя с помощью теплообменника.
Еще к группе недостатков можно причислить тот факт, что на средних оборотах может появляться т.н. «высокооборотная» детонация, которую практически не слышно на слух и не известно, насколько успешно с ней борется система управления двигателем (DME).
Однако, при динамичной езде, DME с помощью подогревателя управляемого термостата достаточно быстро понижает температуру двигателя до 90 градусов и держит ее до тех пор, пока от двигателя требуется отдача мощности, явно выше средней.
Была поставлена цель понизить рабочую температуру двигателя до 85-90 градусов в любом режиме езды. Есть описание, как сделать это для других моторов BMW, например
http://bmwfanatics.ru/forumvb/viewtopic.php?f=17&t=110961
https://www.drive2.ru/l/6146541/
http://forum.bmwland.ru/index.php?showtopic=84402
Для термостата, применяемого в N46, не нашел описанной возможности механически изменить температуру открывания, поэтому решал проблему электрическим путем.
Дальше описание экспериментальной части. Кому лень много читать, можно перейти сразу в конец повествования.
Итак, немного поэкспериментировал с машиной (BMW 120i, N46B20, 156 л.с., пробег ориентировочный 70 тыс. км, родной термостат исправен). Температура 104-108, кратковременно до 110 градусов – режим езды до половины педали газа. По трассе начиная со скорости 120-130 км/ч (примерно) температура за несколько секунд (явно меньше 30) опускается до 90 градусов и держится +-1-2 градуса.
Промежуточные эксперименты в кастрюле с термометром, блоком питания проводил на специально купленном для этого термостате Wahler TM18105. У него интересная конструкция – греется внутренний неподвижный шток, через который тепло передается к исполнительному узлу (предположительно, с парафиновым шариком). Ток потребления – около 0,85А при напряжении питания 14В. При этом термостат начинает открываться около 60-62 градусов.
Эксперименты на машине: для DME вместо нагревателя термостата поставлен резистор – обманка номиналом 120 Ом и мощностью 10Вт.
Вариант 1. Питание на нагреватель термостата подал напрямую от бортсети. Итог – температура двигателя не превышает 55-60 градусов, в зависимости от режима движения. Мощность, потребляемая нагревателем 12 Вт. Явно много.
Вариант 2. Последовательно с нагревателем включил мощный проволочный регулируемый реостат, максимум было 5Ом. Итог – температура в районе 68-76 градусов. Мощность, потребляемая нагревателем 7Вт. Все равно много. Важно отметить, что мотор до градусов 60-62 прогревается так же быстро, как и при родной схеме.
Вариант 3. Собрал простейший терморегулятор на микроконтроллере. Временно расположен в герметичной коробке рядом с бачком ГУР. Далее переедет в одну коробку с DME, там места достаточно. Температура снимается цифровым датчиком, прикрепленным к одной из трубок верхнего теплообменника (рядом с маслянным фильтром). Алгоритм работы программы примерно следующий: до 80 градусов – нагреватель отключен. Далее увеличиваем мощность нагревателя при увеличении нагрева. Включаем на 80% мощности при превышении температуры 96 градусов. Итог – температура оказалась несколько ниже требуемой – 80-90(97). Причем главная проблема – большая дельта изменения при «рваном» режиме езды. Иногда, кратковременно, температура повышалась до 96-97 градусов, но быстро опускалась до 80-83. Очень не понравилось то, что температура мотора так сильно и быстро гуляет. Хотя, важно отметить – в родной системе управления, когда начинаешь ехать хорошо, температура опускается на 17-18 градусов за несколько секунд (явно меньше 30 с.). Думаю, причина – в большой инерционности контура управления.
Вариант 4. Тот же микроконтроллерный блок. Изменен алгоритм на следующий: до 55 градусов – нагреватель отключен. Больше 55 и меньше 81 – на нагреватель подается 36% мощности от полной (Duty Cycle ШИМ = 90/255). Если температура выше 81 и ниже 84 – на нагреватель подается 58% мощности, выше 84 и ниже 88 – 0,69 мощности, выше 88 градусов – 0,72% мощности (есть скрин соответствующего куска программы). Итог: приборная температура находится в диапазоне +86-90градусов, в среднем ближе к 87. Изменения температуры достаточно плавные (например, от 87 до 90 доходит секунд за 15). Дельта изменения – небольшая. Разница измеряемой и приборной температуры – из-за крепления датчика, из-за разных точек измерения и т.д.
В результате – пока езжу так (вариант 4). Думаю, стоит ли немного повысить температуру (сделать не менее 90)? Увеличения расхода бензина не ощущаю. Городской цикл – 11,4 по БК. По заправкам – иногда бывает больше, зависит от пробок. Ошибку не выдает. Прогрев двигателя до 80-85 градусов не замерял по времени, но по ощущениям такой же быстрый, как и ранее.
Проблемой остается тот факт, что вентилятор охлаждения включается при температуре за 100 градусов. Поэтому, при попадании в большую пробку в жаркий день в любом случае включаю кондиционер – тем самым принудительно продувается радиатор и температура удерживается в заданных пределах.
Обсуждение результатов (сильно ленивым можно читать отсюда). Понизить температуру двигателя можно подавая небольшую мощность на нагревательный элемент управляемого термостата. Причем, термостат не открывается при чересчур заниженной температуре, т.к. его система омывается холодным антифризом и нагрева не хватает, чтобы открыть термостат при, скажем, 40 градусах. В общем – по моим ощущениям, сам термостат начинает вести себя так, как будто он рассчитан на более раннее открытие. Температура открывания обратнопропорциональна мощности, подаваемой на нагревательный элемент. Для достижения требуемой температуры в районе 90 градусов требуется 5,6Вт (может зависеть от конкретного термостата).
В любом случае, при выходе из строя электрической части термостат будет работать в горячем режиме – т.е. обеспечивать температуру +106-110 градусов.
Неизвестно, правда, может ли снизится ресурс самого термостата из-за того, что он большую часть времени находится в подогретом состоянии (я имею в виду элемент, который изменяет размер в зависимости от температуры, говорят – там парафиновый шарик). Допускаю, что может. В тоже время, степень «подогретости», т.е. мощность на нагревательном элементе – чуть более 1/3 от максимальной Поэтому полагаю, что если ресурс этого элемента и снизится, то не намного.
В любом случае, все описанное - всего лишь повод к размышлению. Если кто будет повторять на свой страх и риск – стоит помнить о качественных разъемах, проводах, изоляции, необходимости установки предохранителей, настройке системы с постоянным контролем температуры и, минимум, еженедельного контроля температуры двигателя через скрытое меню в последующем.

P.S. Как протянуть провод в салон E81, не разбирая половину торпедо при этом? Может кто знает обходные пути. Рекомендации TIS разобрать пол-машины и торпедо пока не впечатилили. Вдруг есть вариант (дырка? :) проще


Вложения:
Комментарий к файлу: фрагмент программы управления мощностью нагревателя Прг.jpg Прг.jpg [ 26.36 KIB | Просмотров: 12403 ]
Комментарий к файлу: блок управления - временное размещение
Комментарий к файлу: место расположения датчика - в красном кружке
  • Не в сети
  • Аватара пользователя
    • ветеран клуба
    • ветеран клуба
    • На форуме с 07 10 2013, 12:36
    • Сообщений 12597
    • Профиль
    • Авто: е34,е32,е38,е36,е90,сейчас е84 Х1 n46b20 2011г.
    • Торговая репутация:
    • Откуда: Горький он же Нижний Новгород
    • Репутация: 26829
    • ГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуру
https://www.drive2.ru/o/b/456836637054206331/
  • Не в сети
  • Аватара пользователя
    • ветеран клуба
    • ветеран клуба
    • На форуме с 06 11 2012, 18:14
    • Сообщений 4744
    • Профиль
    • Авто: 316ti
    • Торговая репутация:
    • Откуда: СПб
    • Изображения: 1
    • Репутация: 12246
    • ГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуру
Дело полезное, но мне кажется лучше поэкспериментировать подкладывая шарики или частицы парафина от старого термостата под шток.
Я сейчас подложил 4мм шарик в колбу под шток (взял шарик-клапан, от пульверизатора). Пока результат не ясен. С подложенным шариком, термостат полностью не закрывался, имелась небольшая шель.
С новым термостатом температура держалась в районе 108-110 в пробках. После доработки, выше 103 не видел, но сейчас и холодно. Осталось пара колб, после экспериментов, дума. их распилить и уже подкладывать воск.

Самый полный набор для выставления фаз ГРМ на N42 в аренду
  • Не в сети
  • Аватара пользователя
    • ветеран клуба
    • ветеран клуба
    • На форуме с 07 10 2013, 12:36
    • Сообщений 12597
    • Профиль
    • Авто: е34,е32,е38,е36,е90,сейчас е84 Х1 n46b20 2011г.
    • Торговая репутация:
    • Откуда: Горький он же Нижний Новгород
    • Репутация: 26829
    • ГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуру
Здесь вроде читал, что можно поставить термостат с n42 до 2001г.в., он не управляемый, настроен на 95гр., говорят в пробках с ним не выше 102гр.
  • Не в сети
    • Почетный Член Клуба
    • Почетный Член Клуба
    • На форуме с 07 11 2011, 07:30
    • Сообщений 4101
    • Профиль
    • Авто: ⊕⊕⊕
    • Торговая репутация: +1
    • Откуда: Москва CАО-Серпухов
    • Изображения: 0
    • Репутация: 8839
    • ГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуру
Fedya316 :
подкладывать воск

Именно так и сделал, ещё весной, летом больше 98 не видел
  • Не в сети
    • Почетный Член Клуба
    • Почетный Член Клуба
    • На форуме с 07 11 2011, 07:30
    • Сообщений 4101
    • Профиль
    • Авто: ⊕⊕⊕
    • Торговая репутация: +1
    • Откуда: Москва CАО-Серпухов
    • Изображения: 0
    • Репутация: 8839
    • ГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуру
женя e90 :
Здесь вроде читал, что можно поставить термостат с n42 до 2001г.в., он не управляемый, настроен на 95гр., говорят в пробках с ним не выше 102гр.

На таком тоже ездил, года 2 пока не заклинил)))
  • Не в сети
    • гость клуба
    • гость клуба
    • На форуме с 25 10 2015, 16:58
    • Сообщений 2
    • Профиль
    • Торговая репутация:
    • Репутация: 0
    • Гость
Каждый идет своим путем. Зато в моем случае можно выставлять любую температуру )) Вот хочу 87-89 градусов - и получаю. Система работает до сих пор, полностью доволен.

Рекомендуем почитать на тему Понижение рабочей температуры «горячего» N46B20

  • Help e90 n46b20

    Ребята всех приветствую ,приобрёл себе головняк в виде этого мотора В кратце ,купил е90 Поменяны до...

  • Датчики кислорода n46b20

    Добрый вечер форумчане! Может кто встречался с кодами 002A74 , 002A77 старение лямбда зондов после к...

  • Не в сети
    • завсегдатай клуба
    • завсегдатай клуба
    • На форуме с 27 10 2017, 08:31
    • Сообщений 400
    • Профиль
    • Авто: E46, N46
    • Торговая репутация:
    • Откуда: Краснодарский край
    • Репутация: 400
    • Новенький
SSL :
Fedya316 :
подкладывать воск

Именно так и сделал, ещё весной, летом больше 98 не видел

А вот можно с этого места по подробнее? Интересен сам процесс, что и куда подкладывать и сколько?
  • Не в сети
  • Аватара пользователя
    • ветеран клуба
    • ветеран клуба
    • На форуме с 09 11 2009, 11:17
    • Сообщений 6881
    • Профиль
    • Авто: ///М-ка чОрнИй Вуася атвичаю
    • Торговая репутация: +2
    • Откуда: Питер
    • Изображения: 23
    • Репутация: 502
    • ОсвоилсяОсвоился
korwins :
Каждый идет своим путем. Зато в моем случае можно выставлять любую температуру )) Вот хочу 87-89 градусов - и получаю. Система работает до сих пор, полностью доволен.

по этому принципу н52 можно "остудить"?
сам делал приблуду? Скок стоит?
"Перемен!
Мы ждем перемен!"
  • Не в сети
    • Почетный Член Клуба
    • Почетный Член Клуба
    • На форуме с 07 11 2011, 07:30
    • Сообщений 4101
    • Профиль
    • Авто: ⊕⊕⊕
    • Торговая репутация: +1
    • Откуда: Москва CАО-Серпухов
    • Изображения: 0
    • Репутация: 8839
    • ГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуруГуру
vovan-sed :
SSL :
Fedya316 :
подкладывать воск

Именно так и сделал, ещё весной, летом больше 98 не видел

А вот можно с этого места по подробнее? Интересен сам процесс, что и куда подкладывать и сколько?

Б/у термостат разобрал, распилил колбу с воском вдоль, чтобы посмотреть конструкцию. Понял что шарик не вариант, т.к не закроется до конца, как выше Федя и писал. В объеме колбы есть чуток свободного пространства для расширения воска. На новом термосе вытащил нагреватель(шток) и подкинул воска из распиленного. Затем кипятил в кастрюле с термометром наблюдал открытие/закрытие, добавлял/убирал воск по крупице...
Кастрюля конечно, так себе стенд ::xa:: ещё пару раз снимал/ставил термос покатавшись в разных режимах( трасса, пробки) погодка тогда до +32 подскакивала, наблюдал как работает термос через тест приборки...
По итогу:
-воска надо примерно со спичечную головку
-шток вытаскивать-вставлять аккуратно
Фотоотчет может запилю позже, пока лениво ::xa::
ЗЫ: фото 2 августа, пробка на ярике в тарасовке
-открылся, до 82 упала, минуты через 2 поползла вверх до 94-95 - закрылся. и так держится минут 10-15, потом по новой....
3-5 км/ч, обороты холостые или чуть выше, минут 40-45 в той пробке дрочь была ::p::


Вложения:

Рекомендуем почитать на тему Понижение рабочей температуры «горячего» N46B20

Показать сообщения за:  Сортировать по:  

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Яндекс.Метрика
© 2006-2020 BMW fanatics Club - Клуб БМВ Фанатикс и Е46 Клуб. Поддержка Bitstore.